Дмитрий КоннычевДоклад Председателя Саратовского РО, члена Бюро Федерального Совета  РОДП «Яблоко» Дмитрия Коннычева на XV съезде партии 19 декабря 2009 г.

Партия находится в очевидно сложном положении. Будучи ранее и сохраняясь сейчас как общественно-политическое объединение, «заточенное» на участие в выборах и присутствие в федеральном, региональных и местных парламентах, она не может решить 3 задачи. Кажется, что эти задачи и не могут быть решены в силу взаимосключенности самих их условий.

1. В рамках «борьбы за мандаты»: эффективное участие в выборах при условии, что выборы в стране имеются в весьма уродливом виде (повсеместные нарушения, неравенство в выдвижении и при агитации и т.п.).

2. В рамках «борьбы за умы»: проведение собственных идей под сохраняющимся партийном брендом при условии, что общественно-активные группы (административные элиты, бизнес, журналистское и культурное сообщество) на федеральном и региональном уровнях – потенциальные доноры ресурсов – не имеют интереса к бренду или утратили его.

3. В рамках «борьбы за голоса»: расширение численности членов, сторонников (твердое ядро электората) и масс избирателей (широкое поле поддержки), при условии снижения веры избирателей в способность партии преодолеть высокие избирательные барьеры либо (даже если это возможно) фальсификации, нивелирующие результаты голосования.

Фактически, партия дрейфует к состоянию, о котором можно сказать так:
- правозащитная / экспертная общественная организация;
- декоративная политическая партия, призванная формально «украшать» политическое поле;
- организация, чей статус (государственная регистрация как партии) и функционирование (финансовые обеспечение) полностью зависят от воли политических операторов в федеральной власти;

Ситуация со всей очевидностью сводит вышеизложенное к неприятной альтернативе: «существование» – «политическая успешность».

Исходя из внешних обстоятельств и курса партии, проводимого после первого этапа XV Съезда, альтернатива только усиливается, а поскольку «существование» имеет очевидное приоритетное значение для многих (в первую очередь, для должностных лиц партии), «ЯБЛОКО» продолжает снижать свои шансы попасть в региональные и федеральный парламент в 2010-2011 году.

Результаты выборов в Московскую городскую и Тульскую областную думы (октябрь 2009 года) свидетельствуют об этом. Безусловно, существуют фальсификации, кратно (?) уменьшающие результаты партии в итоговых протоколах избиркомов и препятствующие прохождению в представительную власть. Однако есть и показатели, подтверждающие снижение дееспособности.

Москва. Недостатки коалиционной политики и политического позиционирования (основной лозунг кампании и модель поведения по отношению к главе правительства г. Москвы) давали образ «недовласти – недооппозиции». Двумя главными оппонентами на протяжении кампании получились: партия «Справедливая Россия» и движение «Солидарность», которые обозначали себя как оппозиция «Единой России» и Лужкову, что у ряда наблюдателей вызвало такую реакцию на кампанию «ЯБЛОКА»: оппозиция для оппозиции = политический «спойлер». Не были выдвинуты кандидаты по одномандатным округам по неоспариваемой никем в партии причине недостаточности ресурсов. В лучшем случае, РОДП «ЯБЛОКО» в одном из самых про-демократически ориентированных городов страны в случае честного подсчета голосов получала бы два мандата, деля со «Справедливой Россией» 4-5 место из 6 участвовавших партий. Не участвовало «Правое дело», что вроде бы было на руку, но помогло мало.

Тула. Проблемы в коммуникациях с избирателем малых городов и сельской местности, исторически мало приемлемого образа в его глазах евроориентированной партии предопределили низкий результат в 1,6% голосов по официальным итогам. Однако искажения результатов голосования были ниже Москвы, и результат – 6-е место среди 7 участвовавших партий («ЕР» – 55,40%, КПРФ – 18,33%, «СР» – 13,99%, ЛДПР – 6.0%, «Правое дело» – 1,90%, «ЯБЛОКО» – 1,58%, «Патриоты России» – 0,80%) не может быть признан перспективным с учетом будущих федеральных выборов. Непосредственно областном центре партия получила менее 4% поддержки, что не усиливает позиции перед мартовскими 2010 года выборами в городскую Думу г. Тулы (барьер 7%) несмотря на активную работу наших однопартийцев.

Таковы самые последние «внешние» – электоральные результаты.

Что касается внутреннего, структурного «портрета» современного «ЯБЛОКА».  В настоящий момент партия представляет из себя неравномерно территориально-распределенную сеть актива (члены федеральных партийных органов, председатели, их заместители и члены Бюро региональных отделений; часть членов Региональных Советов РО и председателей местных отделений; отдельные активные индивидуальные члены партии)  и сотрудников аппаратов (центрального и региональных). Численно этот «костяк», исчерпывающий реальный состав сознательных и «включенных» в жизнь партии людей – можно оценить в 1,5-2 тыс. человек. Его сохраненность на сегодняшний день является одним из остающихся ресурсов «ЯБЛОКА», но его активность и размеры уменьшаются.

Как выйти из спирали, ведущей к фактической деградации?
Есть два пути, которые осознанно или неосознанно выберет партия во второй половине текущего большого электорального цикла 2008-2012. Первый: приоритет «сохранения» партии и ожидания изменения внешних обстоятельств при одновременной реализации «политики малых дел». Второй: попытка трансформации в эффективную партию с упором на формулирование себя как жесткой демократической оппозиции партии «Единая Россия», требующей смены (отставки) правящих кругов страны при сохранении «политики малых дел» как поддерживающего направления.

Каждая из двух стратегий требует различных кадровых решений, разного позиционирования в доступных островках медиапространства, смысла и форм принимаемых документов и технологий публичных политических и иных акций.

Более того, выбор одной из них не исключает включенности в себя элементов другой стратегии. И, тем не менее, альтернатива понятна, а смысл решений второго этапа XV Съезда покажет, какой выбор делает партия.

Я выступаю за второй путь – за реализацию стратегии, связанной с требованием «Перемен!» в стране. Если мы двигаемся этим путем, то необходимо сделать следующее.

1. Необходимо определиться с контекстом, в котором действует партия, с ее миссией – базовым смыслом деятельности, с аудиторией, на которую партия работает.

1.1. Контекст или, по-другому, вопрос избирателей «О чем вы?»

Необходимо разобраться с «повесткой дня»: идеальная – понимая нами как приоритетная для нас самих (вопросы типа отношения к «Солидарности», сталинизма, «точечной застройки» и т.д.) должна уйти на второй план перед реальной – то, о чем говорит само общество или его, по крайней мере, социально-активная часть с условно «проевропейской» и демократической ориентацией (в качестве примера: политические ответы по вопросам еженедельных топов в новостях Интернет-поисковых систем).

1.2. Миссия или вопрос «Что вы можете?»

В условиях ограничения кадровых, материальных ресурсов и медиаблокады партии в основных электронных СМИ следуют смещать акцент с «защиты прав» на «выражение интересов». Почему? Всем по-отдельности помочь в ситуации неверной системы в стране невозможно, так как напоминает латание «отдельных» недостатков. Это и невозможно, и не нужно для политической организации. «Точечная помощь» воспринимается хорошо, но практически только теми, кому помогли (и то не всегда) и их ближайшим социальным окружением. Социологи и маркетологи знают средний коэффициент трансляции положительного мнения – 7-9 человек от одного (негатив передается в среднем от одного к 19-21 человек).

«Выражение интересов» вещь универсальная, она подсказывает избирателю, как поведут себя депутаты по любой проблеме, которая на момент голосования еще не возникла, но появится в будущем. Плюс к тому, возможности политического / судебного (а не конкретно-точечного) влияния сами по себе могут помогать большему числу граждан. Условно говоря: выигранный в суде иск против монополии и органа власти, оспаривающий, например, повышение тарифов, если он подан физическим лицом – активистом партии «ЯБЛОКО» способен информационно «накрыть» весь город и сам по себе поможет большему числу людей, чем решение проблем части городских дворов. Хотя последнее (если у организации есть возможности) также полезно.

1.3. Аудитория для нашей партии или ответ на вопрос «Вы свои?»

Сегодня она умозрительна, либо не выражена. Мы должны знать своих избирателей – мир людей, исповедующих близкие нам ценности. Знать образ их жизни, достаток, образовательный статус, культурные приоритеты в кино, музыке, литературе, используемые источники информации, требования / ожидания от «идеальной партии» и т.д.

Образно говоря «близость генетического кода» работает лучше, чем иногда даже помощь тем, кто не является нашим сторонником по убеждению. Когда партия помогает бабушке из соседнего подъезда, возможно, она проголосует за нас. Однако, также возможно, проголосует за КПРФ, поскольку будет мало обрадована нашей позицией по юбилею Сталина.

Именно как «нарушение генетического кода» восприняли некоторые (многие?) избиратели-москвичи голосование за «единоросса» Лужкова при назначении его мэром. Многие из них напоминали в своих интернет-блогах, что в конце 2005 года их призывали голосовать за «ЯБЛОКО» как за объединенную демократическую оппозицию в городе. КПРФ проголосовала против Путина при назначении премьера в Государственной Думе, хотя многие упрекают ее в тайном соглашательстве с властью. Ну и что? Если Зюганов тайно поддерживает Путина, то это не мешает «красным депутатам» голосовать именно так, как ожидают от них их избиратели. А мы спросили своих? Социологический опрос и перед назначением, и перед выборами в 2009-м с т.н. кросс-анализом ответов «поддержка ЯБЛОКА» – «поддержка Лужкова» дала бы ответ: дают ли партии мандат на это избиратели. Причем не все избиратели, а именно наши избиратели. В противном случае не покидает ощущение, что линия «ЯБЛОКА» по Лужкову отразила интересы не нашего большинства горожан, а часть своих сторонников была потеряна.

Резюме по первому пункту. Можно сказать, что из вопросов ЧТО, КАК, ГДЕ (КОМУ), КОГДА, считаю что «ЯБЛОКО» отвечает четко только на первый из них. Остальные три требуют исправления наших ответов.

2. Съезд – дискретное, т.е. разовое и ограниченное во времени мероприятие. Документы, принятые на нем (кроме базовых) имеют свойство устаревать очень быстро. Таким образом, внутри партии «ЯБЛОКО» необходимо наличие внутреннего института, способного в постоянном режиме начать генерацию новой внутри- так и внешне ориентированной политики партии. При этом одновременно это должна быть площадка, учитывающая интересы всего сообщества региональных отделений и их активов.

Нужны институты, способные задать вектор обновления и работать над ним в постоянном режиме. То есть, говоря иначе, точно так же как и в стране, так и в нашей партии нужен «проводник модернизационных изменений».

Из перечня внутренних институтов в РОДП «ЯБЛОКО»:
- Руководство
- Политический комитет
- Бюро
- Аппарат партии
- уровень руководства РО (Федеральный Совет)
наиболее приспособленным для этого видится именно Бюро партии. На сегодняшний момент оно требует кардинального расширения представительства в нем региональных отделений.

Почему именно Бюро? Оно лучше подходит для модернизации тактики и имиджа партии. Задача Политического Комитета – сохранение стабильности принципов, то есть где-то (в хорошем смысле) консервативная функция.  Аппарат при исключительных возможностях влияния (что часто вредно) на политику, все-таки орган не тактического, а оперативного управления. Федеральный Совет может собираться на свои заседания редко (в любом случае, не более 2-х раз в год), и наряду со Съездом, должен определять стратегические политические вопросы. Руководство партии (в идеальном случае) должно уметь находить баланс между всеми остальными 4-мя внутрипартийными институтами.

3. РОДП «ЯБЛОКО» нужно задуматься о переименовании, по крайней мере, перед выборами в ГД-2011. И пусть переименование формально пока не затронет Устав партии, но бренд необходимо менять. Возможно, делая попытку на региональных выборах использовать одно из альтернативных наименований, предусмотренных в Уставе, в частности: Российская объединенная демократическая партия.

В перспективе будущих съездов я бы выступал за следующее название нашей партии:

Российская объединенная демократическая партия (партия «ЯБЛОКО») – либералы/социал-демократы/зеленые.

И сокращенные варианты наименований в Уставе:
Российская объединенная демократическая партия (партия «ЯБЛОКО»);

Российская объединенная демократическая партия – либералы/социал-демократы/зеленые;

Российская объединенная демократическая партия.